Таинство Брака

БракТаинство – это всегда тайна. Таинство Брака сопряжено с тайной человеческой личности, поскольку человеческая личность по-настоящему может раскрыть себя только в любви. Брак так же сопряжен и с тайной пола, и с тайной рождения новой жизни, и с тайной единения Христа и Церкви.

Издревле люди испрашивали Божественное благословение на брак. В ветхом завете брак благословляли старейшины рода – патриархи или родители жениха и невесты. Как говорит Премудрый Иисус, сын Сирахов: «Благословение отца утверждает домы детей» (Сир.4,9). Позже благословение преподавали священники, при этом совершалась молитва о благополучии новой семьи.

В первые века христианства желающие вступить в брак должны были объявить о своем намерении общине верующих и получить благословение от епископа. За Литургией жених и невеста причащались Святых Христовых Таин и таким образом их союз запечатлевался Кровью Христовой. Начиная с IX века обряд бракосочетания отделяется от Литургии и примерно с этого же времени он становится обязательной формой заключения брака для христиан.

В настоящее время Таинству Брака предшествует обряд обручения. В начале этого обряда священник дает жениху и невесте горящие свечи, которые должны символизировать их взаимную любовь. Далее совершается обмен кольцами: жених надевает кольцо невесты, а невеста – кольцо жениха. Кольцо, а точнее перстень с печатью, издревле считался символом власти над имуществом. Обмен кольцами, таким образом, свидетельствует о том, что супруги приобретают власть над имуществом друг друга. Отныне у них все общее.

Перед началом Таинства Брака священник обращается к жениху и невесте с вопросом, является ли их решение «благим и непринужденным», т.е. не движет ли кем-то из них корысть или какая-то нужда? Это принципиальный момент, поскольку настоящая любовь предполагает свободу, а, где нет свободы, не может быть и подлинной любви, не может быть и «крепкой мысли», т.е. твердого намерения сохранять святость брака.

Получив от жениха и невесты утвердительный ответ, священник произносит молитвы, в которых приводит в качестве примера для подражания имена ветхозаветных праведных супругов: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, Иосифа и Асенефы, Моисея и Сепфоры, Захария и Елисаветы, Иоакима и Анны.

«Благослови брак сей, – обращается Церковь ко Господу устами священника, – и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, семя долгожизненное, о чадах благодать, неувядаемый славы венец».

По прочтении молитв на головы жениха и невесты возгагаются венцы, и священник трижды торжественно возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их»! После этого жених и невеста считаются мужем и женой. Далее читается Евангелие, Апостол и поется молитва Господня – «Отче наш».  Потом супругам дают выпить вина из одной чаши.

В Таинстве Венчания тема общности супругов раскрывается гораздо полнее, чем в обряде обручения. Ведь отныне, по мысли апостола, муж и жена владеют не только имуществом друг друга, но и самим телом, однако это власть любви, а не произвола. По сути, брак является «венчанием в плоть едину», поэтому любовь к супругу становится естественным продолжением любви к самому себе.

К сожалению, нередко наши страсти – гордость и самомнение, обидчивость и раздражительность не дают раскрыться в нас подлинной, самоотверженной любви, и венцы, возлагаемые на головы супругов, служат символом победы над этими страстями. А, поскольку искоренение страстей является мучительным процессом, то и сами брачные венцы сопоставимы с венцами мученическими. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Церковь просит мучеников о молитвенной помощи молодым супругам. Во время пения тропарей (коротких песнопений), в которых призываются святые мученики, супруги трижды обходят по кругу аналой с Евангелием. Круг является символом вечности и должен символизировать собой вечность и нерушимость брачного союза.

Хотя, по слову Спасителя в Царстве Небесном «ни женятся, ни выходят замуж» (Мф.22,30), все же мы верим, что посмертное блаженство заключается не только в одном богообщении, но и в общении святых между собой, поэтому подлинная цель брака – это достижение святости, совместное шествие супругов ко Христу. В этом смысле апостол Павел именует семью «домашней церковью» (Рим.16,4 и пр.).