Таинство Причастия

ПричастиеТаинство Причастия является главным, центральным Таинством Церкви. Конечно же все Таинства делают нас причастными Божественной благодати, но именно Святое Причастие позволяет нам теснейшим образом соединиться с Богом, с той самой Жизнью, которая, по слову апостола «сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3,3).

Причастие – это единственное Таинство, которое мы вкушаем, принимаем внутрь себя, что указывает на его особое значение. Причастие обладает удивительным свойством: любая пища, которую мы вкушаем становится частью нашего тела, частью нас самих, но Причастие наоборот делает нас частью того, что мы вкушаем – Тела Христова.

Евангелие от Иоанна доносит до нас возвышенные слова Спасителя о Таинстве Причастия: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6,48-56).

Таинство Причастия еще называется Евхаристией – от греческого слова, обозначающего «благодарение», в этом Таинстве мы благодарим Бога за Его милость к нам, грешным. Эта благодарность находит выражение в нашей молитве, обращенной к Богу. Апостол Павел призывает нас «непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13,15).

Но не только поэтому мы называем Причастие Евхаристией. Само наше участие в Таинстве, наш искренний отклик на Божественный призыв: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф.11,28) является нашей посильной благодарностью Богу. Эту тайну каким-то непостижимым образом сквозь века прозрел святой пророк Давид, в его псалме можно встретить такие слова: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115,3-4).

Но как это Таинство «работает»? Неужели всякий, кто просто зайдет в храм и подойдет к чаше, наследует вечную жизнь? Нет, в Церкви нет ничего, что освящало бы человека, помимо его воли. Более того, причаститься можно не только во спасение, но и во осуждение: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11,27-29).