Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
В эти дни, когда мы молитвеннвоков Церкви Русской, явленный нашими достославными предшественниками в годину лютых испытаний, я обращаюсь ко всем вам словами апостольского приветствия: благодать и мир вам да умножатся в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего (2 Пет. 1:2).
Сто лет назад в вихре постреволюционных перемен богоборцы нашли, как им казалось, подходящий повод для того, чтобы развернуть мощную антирелигиозную кампанию: под предлогом сбора средств для нужд голодающих Поволжья и других регионов страны началось насильственное изъятие церковных ценностейреонашествующих и мирян. Беззаконие и произвол, попрание и надругательство над святынями вскоре стали повсеместными.
В условиях жесточайших гонений в феврале 1922 года святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с особым посланием, в котором свидетельствовал об активных усилиях, которые предпринимает Церковь, чтобы поддержать страждущее от голода население. Помимо призывов к главам отдельных христианских конфессий помочь денежными средствами и продовольствием, по благословению святителя Тихона был основан специальный церковный комитет, а во всех храмах организован сбор пожертвований.
Более того, принимая во внимание масштабы бедствия, Патриарх разрешил «жертвовать на нужны и предметы, не имеющие богослужебного употребления». Единственно, с чем не мог согласиться Первосвятитель, — с изъятием из храмов «священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство» (Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и изъятии церковных ценностей, 15/28 февраля 1922 г.).
Однако, несмотря на ясно изложенную и обоснованную позицию Патриарха Тихона, насильственные изъятия продолжились. Достаточно напомнить о событиях, произошедших в марте 1922 года в Шуе, чтобы понять, какое на самом деле отношение к Церкви было у новой власти. По толпе людей, вставших на защиту попираемых святынь, был открыт пулеметный огонь. Совершенным злодеянием преследования верующих, увы, не закончились.
Богоборцы не скрывали, что видят своей главной целью окончательную и сккоью. И сегодня, спустя сто лет, нельзя без содрогания читать страшные строки директивы: «Чем большее число представителей реакционного духовенства … удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше, … чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Не забота о голодающих людях, но адская злоба и ненависть к Церкви двигали безбожными строителями новой России.
В ходе кампании по изъятию церковных ценностей только за первое полугодие 1922 года большевиками было спровоцировано более 1400 случаев кровавых столкновений, которые сопровождались арестами, показательными судебными процессами, расстрелами, тюремными заключениями и ссылками.
В этих преследованиях и страданиях за имя Христово тысячи чад церковных явили пример крепкой веры и духовной стойкости, терпения и мужества, приняли мученическую смерть и  с. 5:4). Ныне же они предстоят Престолу Вседержителя, вознося молитвы о Церкви Русской, о земном Отечестве нашем, о странах и народах, принадлежащих к православной традиции.
Размышляя о причинах трагических событий XX века, мы свидетельствуем: все попытки построить светлое будущее без Бога обречены на неудачу, а посему и не могут дать людям столь желанного счастья и благополучия. Поистине, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126:1). Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого главного урока минувшего столетия.
Вспоминая прошлое, совершая спасиящлавного Второго пришествия Христова, когда, по слову Священного Писания, будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28), когда отрет Он всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее пройдет (Откр. 21:4).
Пока же, пребывая на земле и со смирением проходя предлежащее нам поприще (Евр. 12:1), будем стремиться жить по евангельским заповедям, усердно молиться и неленостно трудиться, уклоняться от зла и творить благо (Пс. 33:15), хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4:3).
Бог терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:5-6). Аминь.