Земная проповедь Господа нашего Иисуса Христа начинались с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,17). И это не случайно, ведь, чтобы принять Царство Небесное, чтобы войти в него и стать его гражданином, нам самим необходимо измениться, надо, чтобы это блаженное Царство раскрылось в наших сердцах.
В Евангелии мы читаем: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17,21). Но к сожалению сегодня эта великая религиозная истина зачастую опошляется и понимается превратно. От многих людей можно слышать расхожую фразу: «У меня Бог в душе, поэтому мне не надо ходить в Церковь».
Это нежелание современного человека посещать Церковь сродни нежеланию больного идти в больницу. Человек не хочет осознавать своей болезни: «Я здоров, зачем мне идти к врачу»? Но, увы, это не так: есть болезнь, которая лишает нас жизни – благодатной жизни с Богом. И эта болезнь – грех.
В чем заключается опасность этой болезни? Прежде всего – в духовной слепоте, а духовная слепота неминуемо ведет к падению и как результат – к духовной смерти, окаменению души. Со времени вкушения первыми людьми запретного плода с древа познания добра и зла, человек перестал различать добро и зло. Он начал сам для себя определять «что такое хорошо и что такое плохо». Человек, забыв, что он носитель образа Божия и источником всех благ для него является Господь, начал искать свое счастье вне Бога.
Но, если человек может забыть о Боге, то Бог не может забыть о Своем падшем создании. Господь обращается к людям: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух <…> зачем вам умирать <…> обратитесь, и живите» (Иез.18,31-32)!
Желая помочь человеку, Господь установил в Своей Церкви особое Таинство – Таинство Покаяния, которое заключается в исповедании человеком своих грехов в присутствии священника, отсюда происходит еще одно название этого таинства – Таинство Исповеди.
Смысл Таинства Исповеди заключается в том, что человек, сверяя свою жизнь с божественными заповедями, начинает видеть свои грехи и осознает, что они являются препятствиями на его пути к Богу. В душе человека происходит переоценка ценностей. Осознание болезни становится началом выздоровления.
Но зачем нужно исповедоваться перед священником, если можно принести покаяние Самому Богу? Действительно, приступая к Исповеди, мы каемся Богу, а не священнику, который является всего лишь «свидетелем» нашего покаяния. Но именно священнослужителям как преемникам апостольского служения Господь дал на земле власть «вязать и решить»: «Что вы свяжите на земле, – говорит Господь, – то будет связано на небе, и что разрешите на земле, будет разрешено на небе» (Мф.18,18).
Кроме того, исповедь перед священником позволяет нам пережить очищающий стыд – это необходимая педагогическая мера. Об этом замечательно рассуждает святитель Иоанн Златоуст: «Грех – это рана, – говорит святитель, – покаяние лекарство <…> За грехом следует стыд, спутником покаяния является свобода. Но сатана извратил порядок и соединил свободу со грехом, а стыд с покаянием». Поэтому, исповедуя свои грехи перед священником, мы преодолеваем этот извращенный порядок вещей.
Наконец, следует понимать, что Исповедь не ограничивается перечислением собственных грехов, она предполагает и совет со стороны священника, который, будучи умудрен знаниями и опытом, поможет человеку отыскать верный путь для преодоления греха. Грех – это болезнь, но с Божьей помощью, подаваемой в Таинстве Исповеди, человек может исцелиться. Исцелиться буквально означает вновь обрести целостность – согласие с Богом и самим собой, со своей совестью.
Перед началом Исповеди священник читает положенные молитвы, и далее, указывая на Крест и Евангелие, обращается к пришедшему. Смысл его слов таков: «Вот, чадо, Сам Христос невидимо стоит пред тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую перед Ним. Если же скроешь что-либо от меня, грех твой усугубится. Пойми, что ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным».
Тому, кто оказался на Исповеди впервые, следует постараться вспомнить все свои грехи, начиная с детства. Прежде всего, мы должны каяться в тех грехах, за которые нас обличает наша совесть. Совесть – это иммунитет нашей души, который защищает нас от духовного заболевания – греха, однако, чем меньше мы прислушиваемся к нашей совести, сознательно совершая грех, тем все тише и тише становится ее голос в нашей душе.
Готовясь к Исповеди, бывает полезно сопоставить свою жизнь с заповедями Божиими, подробно разбирая, какими делами, словами и мыслями мы нарушали каждую из них. Ведь по слову Спасителя, тот, кто прогневался на своего ближнего, уже погрешил против заповеди «Не убивай», а кто с вожделением взглянул на женщину, уже нарушил заповедь «Не прелюбодействуй» (Мф.5,21-28).
Но нередко бывает так, что человек, придя на Исповедь, не может вспомнить ни одного из совершенных им грехов. Это происходит вовсе не потому, что человек достиг святости, а потому, что совесть такого человека спит и не обличает его грехов. Из жизнеописаний святых людей мы знаем, что все они считали себя грешниками и, даже сподобившись благодатных даров – чудотворения, прозорливости, исцеления больных – продолжали искренне каяться в своих грехах.
Так происходит потому, что душа, очистившаяся от грехов и достигшая благодатного единства со Христом переживает как трагический разрыв с Богом не только грех, совершенный делом или словом, но вообще любое, даже малейшее, поползновение в сторону греха. И так оно и есть. Вот почему в молитве, которая читается над кающимся, священник обращается к Богу со словами «примири и соедини его Святей Твоей Церкви».
Подобно тому, как больному врач назначает необходимое для его выздоровления лекарство, точно также и священник может назначить для кающегося особое духовное лекарство – «епитимью». В переводе с греческого это слово означает «наказание», но пусть это никого не смущает, поскольку «наказать» буквально означает «подсказать», «наставить на путь истинный». В этом и заключается смысл церковной епитимьи. Епитимья зависит от духовных нужд кающегося. Это может быть чтение покаянных молитв, сопровождаемые молитвой земные поклоны, дела милосердия к ближним. Епитимья – это духовное упражнение, которое подает человеку недостающий ему духовный навык.
Исповедь очищает и готовит душу человека ко встрече со Христом, поэтому традиционно Таинство Исповеди предшествует главному церковному Таинству – Таинству Причастия.