Таинство Крещения

КрещениеКрещении является как бы дверью в Церковь Христову, потому что только принявший крещение может приступать к другим Таинствам. Посылая Своих учеников на проповедь, Христос сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28,19-20). «Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16,16). Из этих слов Спасителя видно, что принятию крещения должна предшествовать вера и искреннее желание человека стать членом Церкви Христовой.

Вера – это великий дар Божественной благодати, это путеводная нить к Богу! Она открывает сердце человека перед Богом и позволяет Ему действовать в человеческой душе, потому что вера предполагает доверие. Вера – суть христианской религии, да и само слово «религия», согласно христианскому пониманию, происходит от латинского religare – связывать, соединять.

Вера происходит «от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10,17). Поэтому человек, желающий принять крещение, должен быть научен основам христианства. Это обучение называется «оглашением», а сам человек – «оглашенным». В древней Церкви оглашение сопровождалось постом, поскольку к святому крещению следует подходить не только с верой, но и с покаянием в содеянных грехах.

Самому Таинству Крещения предшествуют особые молитвы – «Чин оглашения», после которых принимающий Таинство трижды произносит отречение от «сатаны, всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его».

В этом отречении мы уподобляемся Самому Христу, Который после принятия Им крещения от святого Иоанна Предтечи, крестившего людей крещением покаяния, отправился в пустыню, где постился в течении сорока дней и, будучи искушаем сатаной, трижды отказался слушаться его.

После отречения от сатаны оглашенный трижды исповедует свою веру во Христа и читает Символ веры. Троекратное отречение от сатаны и троекратное исповедание Христа «Царем и Богом» подобно воинской присяге. Отныне человек становится воином Христовым. И, подобно воину царя земного, готовому умереть со своим господином, крещаемый символически умирает со Христом и возрождается для новой жизни.

При этом церковно-славянское слово «крещение», в отличие от греческого «баптисмос» – погружение, напоминает нам о крестных страданиях Господних и выражает идею распятия для греха. «Все мы, – говорит апостол Павел, – крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6,4). Поэтому троекратное погружение в воду, с призыванием Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа с одной стороны символизирует гроб Христов, а с другой – лоно нового благодатного рождения в Церкви.

После крещения человек, подобно новорожденному, облекается в белые одежды, символизирующие нравственную чистоту, к которой он теперь должен стремиться, а хор поет: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», т.е. «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». При крещении человеку так же дается нательный крест, который является знамением Христовой победы над адом.

Однако надо помнить, что Таинство Крещения не спасает человека само по себе. Святые отцы уподобляют действие этого Таинства посеянному семени, над которым следует много потрудится: взрыхлять землю нашего жестокого сердца, вырывать с корнем сорняки страстей, поливать живой водой молитв и добрых дел. Только тогда это благодатное семя возрастет и принесет духовные плоды.